Понятие защиты прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Юридическая помощь
Объем и виды квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатом по указанным делам, в зависимости от особенностей конкретного дела могут различаться. Юридическая помощь может оказываться как по всему делу целиком, так и на отдельных стадиях его рассмотрения и может заключаться в следующем:
- правовая консультация по итогам собеседования с доверителем;
- анализ проблемной ситуации, исследование представленных документов, выработка позиции по делу;
- ведение дела на досудебной стадии: составление претензии, составление ответа на претензию, ведение переписки и участие в переговорах с противной стороной;
- подготовка дела к обращению в суд: запрос информации и документов, содействие доверителю в собирании доказательств;
- составление искового заявления, возражения на исковое заявление;
- ведение дела в суде первой инстанции: ознакомление с материалами дела, участие в качестве представителя доверителя в судебных заседаниях, подача заявлений и ходатайств в судебных заседаниях, составление заявлений об уточнении исковых требований, участие в прениях сторон;
- ведение дела в суде апелляционной инстанции: составление апелляционной жалобы, составление возражений на апелляционную жалобу, участие в качестве представителя доверителя в судебных заседаниях;
- ведение дела на стадии пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений: составление кассационной жалобы, составление надзорной жалобы, составление заявления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, участие в качестве представителя доверителя в судебных заседаниях;
- ведение дела на стадии исполнения судебного постановления: составление заявлений и прочих обращений в службу судебных приставов.
Виды споров, связанных с защитой прав потребителей
Споры, связанные с защитой прав потребителей могут подразделяться по видам требований, которые уполномочен заявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара или оказанной работы (услуги):
- Требования потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом:
- Споры, связанные с требованием замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- Споры, связанные с требованием замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- Споры, связанные с требованием соразмерного уменьшения покупной цены;
- Споры, связанные с требованием незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом;
- Споры, связанные с отказом от исполнения договора купли-продажи и требованием возврата уплаченной за товар суммы.
- Требования потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги:
- Споры, связанные с требованием безвозмездного устранения недостатков, а если они не будут устранены в согласованный срок - отказом от заказа;
- Споры, связанные с требованием соответствующего уменьшения цены;
- Споры, связанные с требованием безвозмездного повторного оказания услуги;
- Споры, связанные с требованием возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или с помощью третьих лиц.
- Требования потребителя, связанные с привлечением к ответственности за нарушение обязательств:
- Споры, связанные с требованием взысканиия неустойки за нарушение исполнителем сроков исполнения обязательств;
- Споры, связанные с требованием денежной компенсации морального вреда;
- Споры, связанные с требованием взыскания штрафа за несоблюдение исполнителем добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.